Маркировка лекарств: как подготовиться?

В 2017 году ряд областей (Московская, СПб, Белгородская, Нижегородская, Новгородская) на добровольной основе приняли участие в проекте. В 2020 году правительство решило сделать маркировку обязательной для всех участников рынка.

С 1 июля вводится мониторинг движения лекарственных средств, это значит, что производство, ввоз, хранение и реализация немаркированной продукции будут запрещены.

Маркировка лекарств предполагает нанесение криптографического кода на каждую упаковку товара, таким образом можно контролировать перемещение продукции по стране и выявить недобросовестных врачей, провизоров и аптечные сети. Есть вероятность, что вскоре кодами будут оснащаться не только лекарства, но и БАДы, травы и сборы для приготовления отваров, ветеринарные препараты.

В системе «Честный знак» должны зарегистрироваться:

  • производители;
  • импортеры;
  • оптовики;
  • аптеки и розничные сети;
  • больницы и др. организации, получающие медпрепараты от государства.

Ответственность за несоблюдение законодательства

Законодатель предусмотрел уголовную и административную ответственность. При выявлении немаркированной продукции на ответственное лицо будет наложен штраф в размере до 300 тыс. руб. с изъятием продукции. В случае если стоимость товара превышает особо крупный размер (от 1,5 млн руб.), возможно лишение свободы до 3 лет со штрафом до 80 тыс. руб.

Как подготовиться к работе?

  1. Зарегистрироваться в системе прослеживания.
  2. Приобрести УКЭП.
  3. Обновить ККТ.
  4. Установить приложение Маркировка лекарств.
  5. Подключить и настроить 2D-сканер.

Остатки немаркированной продукции можно реализовать только в том случае, если они поступили в продажу до 1 июля.

Вывод лекарственных препаратов из оборота осуществляется несколькими способами:

  1. Продажа. В таком случае выбытие осуществляется через кассу, как и для другой маркированной продукции. Уникальный код печатается на кассовом чеке и передается в ОФД и к оператору маркировки.
  2. Использование (при оказании медицинских услуг). Под этот вариант подпадают все остальные способы выбытия, которые не являются прямой продажей – выдача препаратов по бесплатным рецептам, оказание помощи, оснащение медицинских бригад и т.д. В таком случае потребуется регистраторы выбытия, они выдаются бесплатно по запросам в ЦРПТ.

Онлайн-кассы Эвотор готовы к работе сразу после включения. С их помощью можно выполнять широкий спектр операций, в том числе и в автономном режиме. Для большего удобства клиентов все необходимые программы были собраны в один пакет.

Уже сейчас с приложением вы можете:

  1. Продавать маркированные лекарства без рецепта.
  2. Добавлять в чек обязательные реквизиты:
    • ID участника оборота — код, который аптеки получают в момент регистрации в системе движения и прослеживания лекарственных препаратов (МДЛП). Нужно один раз ввести этот код при установке приложения, и при продаже оно будет автоматически добавлять ID в чек;
    • тег 1162 [М] — обязательный реквизит при продаже маркированных лекарств.
  3. Оформить возврат, если клиент захочет вернуть некачественный товар.

В мае появится возможность продавать лекарства по рецепту. Для этого нужно будет указать дату, номер и серию рецепта. А в июне появится возможность продавать лекарство частями.