Маркировка молока и молочной продукции
С 2021 года маркировка молочной продукции станет обязательной, что позволит убрать с рынка контрафактную продукцию и повысить конкурентоспособность добросовестных производителей. Система будет отслеживать весь путь, по которому движутся от производителей к покупателям: производитель — оптовый посредник — розничный посредник — потребитель.
Этапы маркировки
Обязательная программа будет внедряться поэтапно:
- с 20 января – стартовал подготовительный этап;
- с 1 июня – нововведение коснется таких категорий как «мороженое» и «сыры»;
- с 1 сентября – присоединяется продукция всех остальных групп, срок годности которой составляет 40 дней и более;
- с 1 декабря – подключаются молочные продукты сроком годности менее 40 дней.
До конца этого года все производители молочной продукции должны приобрести оборудование и начать маркировку своих товаров. Многие участники рынка уже перестроили бизнес-процессы.
Фермеры, реализующие собственную продукцию, станут участниками программы с 1 декабря 2022 года. Если фермерское хозяйство реализует только развесную продукцию, маркировать ее не нужно (как в случае с молоком на разлив). Если же фермер фасует продукцию в большие ведра, но с потребительской этикеткой — то маркировка нужна.
Заключительный этап программы начнется только в 2023 году, когда станет возможным поэкземплярный учет продукции.
Как стать участником программы?
Получите усиленную квалифицированную электронную подпись для работы с электронными документами и зарегистрируйтесь на сайте программы. Все необходимое для работы с маркированными товарами Вы найдете в ООО «ЭТИМ Онлайн»:
- онлайн-кассу;
- сканер штрих-кода;
- весовое оборудование;
- программное обеспечение;
- подключение к ЭДО.
Как это работает?
Производитель маркирует продукцию, которую вводит в оборот. Если товары ввозятся из-за границы, то нанесение идентификационного кода осуществляется вне территории РФ в момент выпуска таможенной службой. Продукция, импортируемая из стран Евразийского экономического союза маркируется поставщиками (также в момент ввоза, но вне территории России). Вывод кодов из оборота осуществляется в момент выхода чека на проданный товар (в случае с розницей). Кассир считывает уникальный код и данные передаются в ОФД и Честный знак. Покупатель также может через мобильное приложение отсканировать код и убедиться в легальности товара.
Схема работы предприятий общепита другая. Если молочная продукция используется для приготовления блюд, то при списывании товара указывают следующую причину — «Для собственного оборота». Если же товары реализуются в заводской упаковке, их выводят из оборота также, как и в рознице. Осуществлять ввод и вывод товаров из оборота могут только отечественные компании (заводы-производители, импортеры, ритейл).
Популярные вопросы
Что делать с остатками товара?
Молоко и молочная продукция, которая была выпущена до начала обязательного учета, не маркируется. Она должна быть реализована до истечения срока годности.
Товар под нарезку
Продукция, которую магазин пускает в нарезку (например, сырная головка) маркируется 1 раз, а ее выбытие из оборота происходит при первом нарушении целостности упаковки.
Как продавать товар без упаковки
Молоко, сметана, творог и пр. продукция, которая продается из бидонов или цистерн не маркируется.
Кто теперь будет печатать коды?
Отличительная особенность этой программы маркировки – наличие нового участника эксперимента. Типографии будут печатать упаковку с кодами Data-Matrix, которые они получат от производителей, а также контролировать качество нанесенных данных и читаемость кода.
Никто не запрещает производителям и дальше печатать коды самостоятельно. Главное требование – разместить код на упаковке таким образом, чтобы его можно было легко отсканировать. Код должен находиться на этикетке или упаковке товара, а также на групповой упаковке, чтобы при отгрузке дистрибьютор мог сверить его с кодом из УПД.
Реализация, хранение и перевозка продукции без маркировки незаконна. Нарушителям грозят штрафы размером от 100 до 300 тысяч рублей.